Международный налоговый обмен. Есть ли пробелы в CRS?

Начнем с часто упоминаемых, но совершенно не работающих способов сохранить в тайне свои иностранные счета (раньше у меня почти каждая консультация начиналась с этих вопросов):

Миф 1: “Хорошие отношения с сотрудником банка позволят “договориться”, что именно Ваши данные не передадут в Россию”. На фоне всеобщего интереса к теме обмена 3-4 года назад это утверждение было невероятно популярным, но правда в том, что чаще всего конкретный сотрудник банка, особенно крупного, никак не может повлиять на состав данных клиентов, передаваемых в рамках CRS. Кроме того, за неверную идентификацию резидентства в каждой стране предусмотрены очень серьезные санкции для банков, а для работника подобные манипуляции приведут к увольнению.

Миф 2: “Золотой паспорт или программа “гражданство/резидентство за инвестиции” защитит данные счетов от налоговой”. Отчасти это правда, но только, если Вы готовы переехать жить в другую страну. А если нет, то в отношении новоиспеченных граждан и резидентов государств, где действуют подобные программы, ОЭСР разработала специальные расширенные инструкции для банков по установлению резидентства клиента и соответствовать всем условиям не проживая в стране, где выдан паспорт/резиденция, практически невозможно.

Миф 3: “Если не сообщать банку какие-то свои данные, например, дату рождения или ИНН, то данные нельзя будет передать в другую страну, или (второй вариант) клиента по неполному набору данных не вычислят”.
Этот способ не сделает клиента “невидимым” для обмена, хотя неточности в данных могут слегка замедлить их обработку у страны-получателя. Именно поэтому банки (под давлением ОЭСР и местных ЦБ) предпринимают все возможные усилия, чтобы этого не допустить.

Банк (или другая финансовая организация) в стране, где действует соглашение об обмене, обязаны идентифицировать резидентство всех без исключения клиентов и собрать у них необходимые данные (например, ИНН обязателен не во всех странах и указывается при наличии). Если какая-то информация не запрашивалась у клиента раньше (потому что счет открыт давно) банк может сообщить об этом счете как о неопознанном (undocumented), но это вызовет вопросы у регулятора. Поэтому нужен действенный способ получить недостающие данные у клиента и обычно это заморозка операций.

Кроме того, в случае сомнений в налоговом резидентстве клиента банк или брокер имеет полное право отправить данные о счете в несколько стран (и пусть сами разбираются))

Международный налоговый обмен - слишком масштабная и сложная система, чтобы ее можно было “обойти” простыми способами, но это не значит, что в ней нет пробелов.
На мой взгляд, самый основной из них - неполная география. Из развитых стран не участвует в обмене пожалуй только США, но есть еще множество других, например, Вьетнам, Камбоджа, Филиппины в Азии; Черногория, Сербия, Македония в Европе; Иордания, Египет на Ближнем Востоке, а также некоторые страны бывшего СССР. Кроме того, не все из присоединившихся стран обмениваются между собой (например Россия и Канада участвуют в соглашении, но друг другу данные не передают).

На этом фоне США превратились в своего рода новую налоговую гавань, т.к. собирают от банков по всему миру информацию о счетах американских налогоплательщиков (в соответствии с FATCA), но при этом не передают данные многим другим странам о счетах их резидентов, открытых в США.

Кроме того, некоторые юрисдикции, такие как Турция, Гонконг, ОАЭ подключились к обмену с Россией относительно недавно. Мы с моими доверителями часто анализируем период с начала обмена между интересующими странами в соответствии с их внутренним законодательством и то, какие данные могут попасть в распоряжение налоговых органов. В этом случае есть шанс подготовиться к возможной проверке и минимизировать риски.
Есть и другие пробелы в механизме налогового обмена
Во-первых, это возможность планирования налогового резидентства. И если само по себе получение паспорта или резиденции за инвестиции - не эффективный способ обойти CRS, то планирование своего пребывания в разных странах с учетом их требований к статусу резидента вполне может помочь. Важно не забывать, что прекращая быть резидентом в одной стране Вы скорее всего станете им в другой, а там будут свои правила игры, которые нужно соблюдать. Кроме того, переезд не “очистит историю” и не решит Ваших проблем за прошлые периоды, а только поможет спланировать будущие операции.

Во-вторых, ограниченный список активов в рамках CRS. Обмен касается финансовых счетов, но при этом не затрагивает множество других активов, например, недвижимость, транспортные средства, предметы искусства, физическое золото, наличные деньги в банковских ячейках, одним словом все то, что можно потрогать))

И в-третьих, исключения для “старых” компаний. В рамках обмена не передается информация о счетах юридических лиц, открытых до начала применения CRS, остатки по которым на конец каждого календарного года не превышают 250 000 USD в одном банке.

Существует ряд достаточно сложных способов сохранить конфиденциальность активов, но все они требуют существенных вложений. Кроме того, никто не может гарантировать их надежность в будущем., т.к. пробелов в законе становится все меньше. Поэтому при детальном рассмотрении вполне может оказаться, что соблюдать требования проще и выгоднее.
1 ОКТЯБРЯ/ 2021

Автор: Екатерина Цепова
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: info@tax-advisor.ru
Телефон: +7 (499) 500 94 22