Такая ситуация (раньше я рассматривала ее как сугубо теоретическую) не устраивает ни самого клиента, ни финансовые организации, в которых у него открыты счета (т.к. исходя из новых правил налоговой прозрачности и стандарта CRS ему «положено» иметь налоговое резидентство хотя бы одной страны).
Он был бы рад признать себя резидентом России, т.к. фактически это единственная страна, с которой есть прочные личные и экономические связи, например, наличие места жительства, имущества, гражданство и т.д. В другой стране, где законодательно закреплено понятие «центр жизненных интересов», этот вопрос скорее всего не возник бы.
Мы сделали запрос в ФНС, но ответ был достаточно предсказуемым. По мнению ФНС, нельзя добровольно стать налоговым резидентом РФ, если не подпадаешь под критерии НК.
На мой взгляд, у этой истории есть несколько возможных вариантов развития:
1. Самый простой: если это возможно, сократить время пребывания за границей до 182 дней в год и менее, чтобы соответствовать критериям резидента РФ (но это может быть невыгодно клиенту, т.к. поездки связаны с работой).
2. Независимо от фактического несоответствия заявлять о себе, как о резиденте РФ, тем более, это предпочтительный вариант для самого клиента. Здесь есть определенные риски. Но вероятность негативных последствий, и главное - мотивацию разбираться в этом вопросе у возможных заинтересованных сторон (налоговой, банка и т.д.), я бы оценила как крайне невысокую.
3. Вариант для любителей преодолевать трудности: проанализировать критерии налогового резидентства всех стран, в которых бывает физическое лицо в рамках исполнения контракта, включая страну инкорпорации организации, с которой заключен договор и за уши притянуть резидентство какой-то другой юрисдикции. Про “подводные камни” такого подхода можно написать отдельный пост))
С заказчиком мы подробно обсудили все варианты и теперь он может принять оптимальное для себя решение.
Одним нужно налоговое резидентство другой страны, а другим наоборот - выгоднее всего российское, но формальные критерии не позволяют. Какими бы ни были цели, подробный “разбор” ситуации поможет найти решение (порой совсем не очевидное), учитывающее и нормы закона, и его пробелы, и сложившуюся практику работы налоговых органов.