Приостановка действия соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН)

Стоило мне вчера на пару часов отвлечься от чтения новостей, как был опубликован Указ Президента о приостановке отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН) с “недружественными” странами (прямо повод для FOMO)).

Всего было частично приостановлено 38 соглашений. Лично у меня указ вызвал множество вопросов и ответов на них пока нет. Итак, краткие итоги:

  1. Процедура приостановки отдельных положений (а не всего договора) не предусмотрена ни самими СОИДН, ни другими международными договорами РФ по вопросам налогообложения (например, Конвенцией о взаимной административной помощи по налоговым делам), ни нашим ФЗ от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". И в такой ситуации совершенно непонятно, как будут применяться новые правила.
  2. Вроде бы просматривается инициатива сохранить возможность для налогоплательщиков по зачету налога, уплаченного в других странах (эти пункты в тех СОИДН, которые я успела проверить, остались действующими), но открытым остаётся вопрос, как они могут работать отдельно, поскольку ссылаются на иные положения СОИДН, а их действие приостановлено?
  3. Поскольку сами соглашения не прекращены (денонсированы), а только частично приостановлены, то льготы для владельцев КИК в этих юрисдикциях сохраняются (освобождение прибыли от налогообложения по критерию эффективной ставки, отсутствие необходимости представлять аудиторское заключение вместе с финансовой отчетностью).
  4. Автоматический обмен налоговой информацией приостановленными соглашениями не регулировался (и он как раз живее всех живых), так что будет ошибкой думать, что наша налоговая теперь не узнает о счетах в других странах.
Самый главный вопрос заключается в том, как на это отреагируют страны, с которыми заключены приостановленные соглашения? Указ Президента РФ - наш внутрироссийский нормативный акт, он не обязывает другие государства ему следовать и даже принимать его во внимание
Попробую привести пример в меньшем масштабе: представьте, что между двумя компаниями заключен договор (например, поставки товара) и вдруг директор одной из них издает приказ: «считать такие-то пункты договора поставки приостановленными, включая пункт об оплате поставленного товара». Как на это должен отреагировать контрагент? Его этот приказ ни к чему не обязывает, но фактически дает понять, что исполнять договор на первоначальных условиях вторая сторона не планирует. В данном случае происходит тоже самое только на мировом уровне и в условиях дичайшей политизации любого действия.

Предполагаю, что этот шаг станет триггером к разрыву (денонсации) СОИДН с Россией со стороны многих затронутых указом стран, т.к. приостановка в ее нынешнем виде может рассматриваться как односторонний отказ от исполнения соглашений. А это, в свою очередь, ударит по российским налогоплательщикам, которые не смогут пользоваться пониженными налоговыми ставками, предусмотренными СОИДН, и будут вынуждены дважды облагать налогом свои доходы, полученные во множестве стран.

К счастью для нас, денонсация СОИДН возможна только с предварительным уведомлением не менее чем за 6 месяцев до начала календарного года, т.е. до 2024 года разорвать соглашения партнеры уже не успеют и есть шанс что налоги за 2023 и 2024 все еще можно будет зачесть. Рискну предположить, что давно обсуждавшийся указ именно поэтому вышел во второй половине года, хотя возможно все совпадения случайны.

В ближайшее полугодие нас ждет лавина разъяснений от ФНС, посвященных тому, как теперь с этим жить, а я, как обычно, буду держать вас в курсе событий.
9 АВГУСТА/ 2023

Автор: Екатерина Цепова
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: info@tax-advisor.ru
Телефон: +7 (499) 500 94 22