Попробую привести пример в меньшем масштабе: представьте, что между двумя компаниями заключен договор (например, поставки товара) и вдруг директор одной из них издает приказ: «считать такие-то пункты договора поставки приостановленными, включая пункт об оплате поставленного товара». Как на это должен отреагировать контрагент? Его этот приказ ни к чему не обязывает, но фактически дает понять, что исполнять договор на первоначальных условиях вторая сторона не планирует. В данном случае происходит тоже самое только на мировом уровне и в условиях дичайшей политизации любого действия.
Предполагаю, что этот шаг станет триггером к разрыву (денонсации) СОИДН с Россией со стороны многих затронутых указом стран, т.к. приостановка в ее нынешнем виде может рассматриваться как односторонний отказ от исполнения соглашений. А это, в свою очередь, ударит по российским налогоплательщикам, которые не смогут пользоваться пониженными налоговыми ставками, предусмотренными СОИДН, и будут вынуждены дважды облагать налогом свои доходы, полученные во множестве стран.
К счастью для нас, денонсация СОИДН возможна только с предварительным уведомлением не менее чем за 6 месяцев до начала календарного года, т.е. до 2024 года разорвать соглашения партнеры уже не успеют и есть шанс что налоги за 2023 и 2024 все еще можно будет зачесть. Рискну предположить, что давно обсуждавшийся указ именно поэтому вышел во второй половине года, хотя возможно все совпадения случайны.
В ближайшее полугодие нас ждет лавина разъяснений от ФНС, посвященных тому, как теперь с этим жить, а я, как обычно, буду держать вас в курсе событий.