Вами заинтересовалась налоговая.
Как себя вести и чего делать не нужно?

Если у организаций за общение с налоговой чаще всего отвечает специально обученный человек, у которого есть соответствующий опыт (или даже целый отдел), то физические лица, получив письмо счастья из налоговой, не всегда понимают, что с ним делать.

За свою 20-летнюю практику налогового консультирования (в этом году у меня профессиональный юбилей) я успела поучаствовать в очень большом количестве налоговых проверок разного уровня сложности.
В этой статье я собрала несколько простых и универсальных правил для физических лиц, следуя которым можно сильно облегчить себе жизнь, если вами заинтересовалась налоговая.
Начнем с того, чего делать не стоит:
  1. Откладывать письмо в сторону, чтобы ответить на него позднее (= в последний момент). Как правило, срок для предоставления ответа небольшой, в зависимости от вида запроса он может составлять 5-10 рабочих дней, в некоторых случаях - больше. На практике этого времени едва хватает на подготовку ответа и сбор всех документов. Взявшись за дело в последний момент, есть большой риск не успеть и получить штраф на ровном месте (да, налоговая может оштрафовать за то, что ей вовремя не прислали документы). Если вы получили, например, акт проверки, то пропуск срока может не лучшим образом сказаться на возможности оспорить ее результаты.
  2. Игнорировать запрос, надеясь, что налоговики просто о вас забудут, если не ответить. Заманчивая, но на деле очень плохая идея. Не забудут, просто бюрократическая машина будет двигаться дальше без вашего участия, и скорее всего это ухудшит шансы на защиту вашей точки зрения в дальнейшем. Предложение налоговой объяснить ситуацию “по-хорошему” (например, в виде требования предоставить документы или уведомления о вызове) это в первую очередь возможность решить вопрос незначительными усилиями. Если прикидываться страусом, то налоговая “додумает” недостающие обстоятельства и скорее всего не в вашу пользу (например, прикинет, сколько вы задолжали бюджету без учета расходов и вычетов, раз вы сами не воспользовались возможностью их подтвердить). Вообщем, наиболее заметная часть страуса при таком подходе обычно хорошо видна))
  3. Противоположность предыдущему пункту - предоставить налоговой все, что они просили и даже больше (и не забыть, как в детском садике вы случайно унесли домой игрушку). Это еще один верный способ создать себе проблемы на ровном месте. Самый распространенный пример - это прикладывать к отчетности дополнительные документы в случаях, когда НК этого не требует. Помните, что любая предоставленная вами информация может быть использована против вас, как доказательство нарушения. Поэтому все, что вы передаете в налоговую, должно быть тщательно проанализировано (лучше всего - с привлечением специалиста).
  4. Отправить в ответ на запрос некий бессистемный набор документов, никак не пояснив свой выбор, и пусть налоговая сама разбирается. Тоже плохой вариант. Налоговые инспекторы - люди очень занятые и свободного времени, чтобы копаться в непонятных документах, у них нет, а значит - любые непонятки станут вашей головной болью. Придется либо тратить время, чтобы дополнять и объяснять, либо быть готовым что “разберутся и так”, но не в вашу пользу))
  5. Если вас вызывают для дачи пояснений, бежать к назначенному времени, не созвонившись предварительно с инспектором и надеясь порешать все на месте. Это может прозвучать странно, но на практике вызов в инспекцию совсем не означает, что вас хотят там видеть, могут даже не пропустить в нужный кабинет, если вы не подготовились заранее)) Вполне возможно, что нужно просто прислать инспектору нужные документы и этого будет достаточно. А если без вашего присутствия не обойтись, то крайне желательно заранее уточнить, какие документы нужно взять с собой. Не стоит рассчитывать, что своим появлением вы настольно восхитите инспектора, что все вопросы отпадут сами собой)) Кроме того, документы под рукой помогут не путаться в показаниях относительно деталей (дат, сумм, видов операций и т.д.).
  6. Не хранить документы, которые вы уже предоставили в налоговую, ведь теперь они там ЕСТЬ)) Или хранить, но недолго (меньше 4 лет). По моему опыту, все самое интересное начинается через пару лет после отчетного периода. Считать, что достаточно один раз подать документы в налоговую, а затем они автоматом будут доступны любому инспектору - это что-то про идеальный мир. А в мире реальном иногда по 3-4 раза приходится носить в инспекции одну и ту же поданную отчетность с интервалом в несколько месяцев, потому что она понадобилась в другом отделе, а предыдущий отдел все потерял отправил в архив. Правило, что уже поданные документы можно не предоставлять в налоговую повторно, применяется далеко не всегда и каждый случай нужно проверять отдельно.
  7. Углубляться в конспирологию, считая, что если инспекция “взялась за вас”, то запрос - часть какой-то хитрой многоходовки, цель которой обязательно поймать на каком-нибудь нарушении (желательно крупном) и оштрафовать. На самом деле, налоговые проводят миллионы рутинных контрольных мероприятий и большинство из них - не приводит к штрафам. Читать требования и запросы лучше всего буквально, а не рассматривать их как часть мирового заговора против вас лично. Налоговая в этот момент действительно просит уточнить только то, что написано в требовании/уведомлении. Дайте инспектору возможность поставить галочку, что ответ предоставлен, и не тратить дальнейшие усилия на ваш кейс))

А вот теперь от “вредных советов” перейдем к тому, что может помочь:
  1. И первый по значимости пункт - это ВСЕГДА вести себя уважительно и адекватно. Налоговый инспектор просто делает свою нелегкую работу и совершенно не собирается усложнять вам при этом жизнь. НО при желании может и усложнить (причем строго в рамках закона) и мотивировать его к этому своим поведением - так себе идея. Вопреки стереотипу о “советском” стиле общения в гос. учреждениях (который почему-то встречается у людей всех возрастов), в подавляющем большинстве случаев работники налоговой общаются с налогоплательщиками очень вежливо и доброжелательно.
  2. Второе правило: если вами интересуются, лучше выйти на контакт и ответить. Запрос может быть некорректно составлен (такое случается, учитывая в каком количестве их рассылают), но ответить на него все равно нужно (правда некоторые ошибки можно использовать себе на пользу). Отвечать нужно строго то, что спрашивают)) Если вас просят предоставить документы например за 2021 год, то не надо прикладывать к ним “до кучи” 2020 и 2022, ограничьтесь тем, что запросили. Спросили про один иностранный счет (и не важно что их у Вас десять), предоставьте только то, что указано в запросе, не надо переспрашивать “ а почему остальные девять вас не интересуют?”
  3. Третье - важно структурировать передаваемую информацию. Не поленитесь приложить к документам пояснительную записку и отразить в ней важные для вас аспекты, а также причину по которой вы прикладываете те или иные документы, а что-то наоборот - не предоставляете. Это сэкономит инспектору время, позволит без лишних проволочек поставить галочку напротив вашей фамилии и перейти к менее ответственным гражданам. А значит это выгодно и вам, не будет дополнительных запросов и ощущения, что общение с налоговой длится бесконечно.
  4. Если с вами связываются по телефону, то важно записать имя и телефон инспектора, чтобы не отвечать потом просто “в налоговую”, т.к. до адресата ваш ответ в таком случае может и не дойти.
Эти простые правила могут показаться высказыванием «капитана очевидность», но в той или иной степени они обсуждаются почти на каждой моей консультации.
P.S. И еще один совет, если запрос вызвал сомнения (что на него ответить? а что, наоборот, упоминать не стоит? какие документы приложить?), то самым правильным шагом будет обратиться к налоговому юристу. Чем раньше специалист подключится к решению проблемы, тем больше времени, а часто и средств, вам удастся сэкономить в дальнейшем.
Моя работа с доверителями обычно строится таким образом:
  1. Определяем тип запроса и способ его получения (является этот способ юридически значимым)
  2. Определяем срок, в течение которого нужно ответить, и составляем план дальнейших действий
  3. Проверяем, есть ли в запросе неточности или ошибки, которые можно использовать в свою пользу
  4. Формируем ответ, приложив к нему только те документы, без которых не обойтись
  5. Отслеживаем движение ответа до полного разрешения ситуации
29 АВГУСТА/ 2023

Автор: Екатерина Цепова
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: info@tax-advisor.ru
Телефон: +7 (499) 500 94 22