Как работает автоматический налоговый обмен?

Начнем с умеренного количества нудной теории)) и обсудим, какие нормативные акты регулируют автоматический обмен налоговой информацией.

Основу этого процесса заложила «Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам» 1988 года (The Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters), которая предусматривает возможность обмена налоговой информацией между ратифицировавшими ее странами в разных формах (обмен по запросу, инициативный обмен и автоматический), но конкретный порядок обмена не устанавливает. Участниками Конвенции являются 146 государств и территорий, включая Россию.

Следующий по значимости нормативный акт - Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (Multilateral Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information, далее - CRS MCAA). В нем участвует 117 государств и территорий, включая Россию. Соглашение закрепляет применение единого стандарта автоматического обмена информацией на международном уровне.

Чтобы механизм автоматического обмена между двумя любыми государствами, подписавшими CRS MCAA, вступил в силу, необходимо, чтобы оба государства выразили намерение обмениваться налоговой информацией друг с другом. О своем намерении они должны информировать соответствующий комитет ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Каждое государство, присоединившееся к CRS MCAA, должно обеспечить свободный доступ к списку других государств, которым оно обязуется направлять информацию в порядке автоматического обмена в рамках реализации соглашения. Например, список России можно посмотреть здесь.

Но самым важным документом, с точки зрения ответа на вопрос, что отправят, а что - нет, является "Единый Стандарт Отчетности" (Common Reporting Standard или CRS).
CRS приобретает юридическую силу в случае его внедрения в законодательство соответствующей юрисдикции, состоящее из двух этапов:
  • присоединение государства к CRS MCAA
  • разработка и вступление в силу законодательства страны, обеспечивающего реализацию международного соглашения.
На какие вопросы отвечает CRS:
Информация о каких активах передается в рамках международного автоматического обмена?
CRS регулирует обмен информацией только в отношении счетов и НЕ предусматривает сбор и передачу информации таких активах как недвижимое имущество, транспортные средства, физическое золото, предметы искусства, содержимое банковских ячеек и иные формы инвестиционных активов, не предусматривающие их учет со стороны какой-либо финансовой организации.

Кто должен собирать и передавать информацию о счетах?
Согласно CRS, собирать и передавать уполномоченным государственным органам своей страны информацию о счетах, предназначенную для последующего международного обмена, должны организации финансового рынка, ведущие деятельность на территории стран-участников CRS MCAA, в частности:
  • банки
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, депозитарии и т.д.)
  • инвестиционные компании
  • негосударственные пенсионные фонды
  • некоторые виды страховых компаний (те, которые занимаются инвестиционным страхованием).

Какие счета участвуют в автоматическом обмене налоговой информацией?
Ключевым аспектом автоматического обмена информацией по стандарту CRS является не гражданство лица, а статус налогового резидента. В рамках обмена передается информация о счетах физических лиц и корпоративных счетах организаций, трастов, партнерств и частных фондов, если владелец счета и организация финансового рынка, в которой открыт счет, являются налоговыми резидентами двух разных государств, между которыми действует международное соглашение о обмене информацией по стандарту CRS. Владельцы таких счетов именуются "подотчетными лицами" (Reportable Persons), а счета - "подотчетными счетами" (Reportable Accounts).
В рамках CRS понятие “счет” трактуется очень широко. Помимо классических банковских счетов и счетов депо, это может означать фактически любой инвестиционный продукт, который предлагают клиентам организации финансового рынка, например, договор доверительного управления, полис накопительного/инвестиционного страхования, пенсионный договор и др. В качестве номера могут использоваться любые идентификационные признаки (в том числе ФИО или паспортные данные клиента).
Корпоративный счет становится "подотчетным":
  • если владелец счета (юридическое лицо) является налоговым резидентом другого государства - участника CRS MCAA. Тогда информация о счете будет передана в соответствующую юрисдикцию.
  • если владелец счета - "пассивная нефинансовая структура" (Passive Non-Financial Entity), которая в свою очередь контролируется “подотчетным” физическим лицом. "Пассивной нефинансовой структурой" признается любая организационно-правовая форма бизнеса (в том числе холдинги, трасты, фонды), более 50% дохода которой составляют пассивные доходы (дивиденды, проценты, роялти, сделки с финансовыми активами и т.д.) или более 50% активов которой генерируют такие пассивные доходы. Если владелец счета соответствует этим признакам, то проводится идентификация всех контролирующих физических лиц в отношении такой структуры (ими могут быть, например, бенефициар, учредитель, руководитель, трасти и др.), а затем информация о счете отправляется как в страну, где само юридическое лицо является налоговым резидентом, так и в те страны, где налоговыми резидентами являются контролирующие лица.

Какая информация о счете передается в рамках автоматического обмена?
В отношении каждого счета (Reportable Account) в рамках налогового обмена передается следующая информация:
  • Данные владельца счета (физического или юридического лица):
- полное имя (наименование)
- адрес проживания (местонахождения)
- юрисдикция налогового резидентства
- идентификационный номер налогоплательщика
- если владелец счета - физическое лицо, то дата и место рождения
- если владелец счета Passive Non-Financial Entity, то дополнительно - вся вышеуказанная информация о каждом контролирующем его “подотчетном” физическом лице.
  • Номер счета/договора или иной идентифицирующий признак
  • Информация о финансовой организации, в котором открыт счет
  • Баланс счета/стоимость договора и валюта, определяемые в зависимости от вида финансовой услуги (для банковского счета - баланс по состоянию на последний день календарного года, или, если счет был закрыт, по состоянию на дату закрытия счета)
  • По отдельным типам счетов передаются также дополнительные сведения, например, при оказании депозитарных или брокерских услуг, услуг доверительного управления - общая сумма процентного (купонного) дохода, дивидендов, иных доходов, выплаченных в отношении принадлежащих клиенту ценных бумаг в течение отчетного периода, а также общая сумма выплат, совершенных в течение отчетного периода, при погашении ценных бумаг, принадлежащих клиенту, или выплат при уменьшении уставного (складочного) капитала или аналогичных выплат в отношении ценных бумаг, принадлежащих клиенту, а также общая сумма выплат, полученных в результате отчуждения ценных бумаг, принадлежащих клиенту.
Подробнее можно прочитать в самом стандарте вот ссылка на него или его российской альтернативе.

Каким образом финансовые организации устанавливают "подотчетных лиц"?
Идентификация владельца счета, как резидента соответствующей юрисдикции, осуществляется организацией финансового рынка на основании процедуры due diligence, проведение которой строго регламентировано стандартом CRS, а также комментариями к нему и дополнительными разъяснениями ОЭСР.
В рамках due diligence основанием для признания владельца счета (физического или юридического лица) налоговым резидентом соответствующей юрисдикции может быть:
  • Документально подтвержденная информация об адресе места жительства (местонахождения) владельца счета
  • Самостоятельное сообщение владельца счета о том, налоговым резидентом каких юрисдикций он является (self-certification)
  • Документы, подтверждающие статус налогового резидента (documentary evidence)
При наличии у организации финансового рынка каких-либо сомнений в достоверности полученной информации, а также в случае наличия разночтений в разных источниках, устанавливаются иные обстоятельства, позволяющие идентифицировать владельца счета, как налогового резидента соответствующей юрисдикции, в том числе:
  • наличие почтового адреса в другом государстве
  • наличие телефонного номера в другом государстве
  • распоряжение о переводе средств на счета в другое государство
  • наличие доверенностей, выданных лицам, проживающем в другом государстве и иные признаки
В отношении счетов организаций, открытых до вступления в силу соглашения об автоматическом обмене информацией, установлено минимальное пороговое значение остатка средств. Информация о счетах организаций с суммарным балансом не превышающим 250 000 долл. США на последний день календарного года по всем счетам, не подлежит сбору и передаче финансовыми организациями в рамках международного обмена. Однако, на корпоративные счета, открытые после начала действия CRS MCAA в соответствующем государстве, это условие не распространяется.
Для физических лиц CRS не устанавливает какого-либо порогового значения баланса счета, до достижения которого счет не рассматривался бы как "подотчетный", но предусматривает различия в проведении due diligence в отношении владельцев счетов с суммарным балансом превышающим 1 000 000 долл. США или эквивалентную сумму в другой валюте ("High Value Account") и не превышающим этот порог ("Lower Value Account"). Для владельцев High Value Account предусмотрена более скрупулезная оценка и расширенный перечень процедур, которые должна выполнить финансовая организация при установлении налогового резидентства, в частности, отдельное внимание уделяется личному контакту сотрудников финансовой организации с клиентом. Иными словами, менеджер обязан учитывать в рамках due diligence все, что может быть сказано клиентом в личной беседе, и понесет ответственность, вплоть до увольнения, если скроет от руководства отдельные обстоятельства, о которых ему стало известно.
Кроме того, согласно рекомендациям ОЭСР, due diligence должна проводиться с особым пристрастием в отношении обладателей паспортов и ВНЖ юрисдикций, где существуют программы “гражданство/резиденция в обмен на инвестиции”. Финансовая организация обязана установить, действительно ли клиент проживает в заявленной стране, и может ли он быть резидентом других государств. Для этого, в частности, может осуществляться “контрольная” отправка корреспонденции по заявленному адресу или запрашиваться документы, подтверждающие ежемесячное расходование электричества и воды.

С какой периодичностью и в какие сроки передается информация в рамках международного автоматического обмена?
Ежегодно финансовые организации собирают и передают компетентным органам своей страны данные о счетах налоговых резидентов других государств. Затем ответственные за это органы власти (чаще всего - налоговая служба) обобщают данные, полученные от всех финансовых организаций, группируют эти данные по странам и выкладывают в зашифрованном виде на портал ОЭСР, где каждая страна может забрать свой блок данных и работать с ним.
Информация о «подотчетных счетах» передается в рамках межгосударственного обмена ежегодно не позднее 9 (девяти) месяцев после окончания отчетного года, т.е. не позднее 30 сентября следующего года.
Разумеется, механизм обмена по стандарту CRS не безупречен, о его мнимых и реальных пробелах можно почитать здесь.
14 СЕНТЯБРЯ/ 2022

Автор: Екатерина Цепова
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: info@tax-advisor.ru
Телефон: +7 (499) 500 94 22