Пару недель назад я написала небольшую статью о том, как работает автоматический обмен налоговой информацией в мировом масштабе. Сейчас будет не менее интересный рассказ о том, как этот процесс (вернее его последствия) выглядят с практической точки зрения, т.е. глазами налогоплательщика.
Отмотаем немного назад, весь 2015 год в инфополе шло активное обсуждение, присоединится Россия к обмену или нет, тогда многие топили, что это совершенно невозможно реализовать и займет 100 лет, а пока “покупайте наших слонов
офшорки ” ))
Когда в 2016 году Россия вопреки прогнозам присоединилась к соглашению об обмене, все сначала немного напряглись, но затем - снова расслабились, пересказывая другу другу мифы о том, как можно обмена избежать (
подробнее можно почитать здесь).
Следующие 2-3 года никаких реальных следов работы обмена видно не было, никому не приходили требования предоставить пояснения или явиться “с повинной”, никого не штрафовали за неуплаченные за границей налоги. Вследствие этого многим обмен представлялся как некий “сферический конь в вакууме”, вроде бы в теории есть, но как работает никто не видел, а значит, велик соблазн не принимать его в расчет и пользоваться счетом или компанией-кошельком “по-старинке”, никуда не отчитываясь.
В действительности же ситуация развивалась немного иначе. Наша налоговая служба не слишком оперативна, это большая государственная машина, которой потребовалось много времени, чтобы приспособиться к новым условиям и научиться эффективно обрабатывать данные обмена, сопоставлять их с тем, что сдают сами резиденты в отношении своих иностранных активов и вычислять наиболее злостных неплательщиков. А в этом году обмен впервые заработал на полную катушку (по крайней мере, основываясь на моих практических наблюдениях). Сейчас в основном прорабатывают данные 2019 и 2020 года. До 2021 дело дойдет чуть позже.
Как это происходит? Для тех, у кого есть счета/финансовые активы за границей, но кто до последнего не верил в налоговый обмен, все выглядит, как гром среди ясного неба. Налоговая вначале анализирует информацию, полученную через обмен, и только имея на руках все
козыри доказательства, начинает работу непосредственно с налогоплательщиком. В один
прекрасный ужасный день приходит письмо, где Вам вежливо предлагают пояснить, почему налоговая не получала от Вас информацию о Ваших иностранных счетах (разумеется с указанием номеров и где именно они открыты) и компаниях (они тоже обычно поименованы). А заодно - где же налоги с сумм, которые на эти счета поступали (суммы тоже обычно посчитаны)? Частенько инспекция сама прикидывает сумму налога, которую за эти годы недосчитался бюджет, и она может сильно удивить даже людей с крепкими нервами. Дело в том, что инспекция не обязана по умолчанию учитывать расходы или налоговые вычеты, заявить их - это право налогоплательщика, которое еще предстоит подтвердить. Разбираться, где доходы, а где - нет, тоже можно только на основании соответствующих документов. Поэтому сумма обычно считается как 13% (или 15%) со всего оборота по счету.
Для примера опубликую парочку вполне реальных требований в обезличенном виде.