Попробуем разобраться. С самого начала действия ограничений ЦБ в своих разъяснениях ссылался на валютное регулирование, предлагая обратиться с вопросом про ответственность к ФНС РФ, которая (кто не знает) является в нашей стране органом валютного контроля.
Учитывая, что ФНС применяет валютное законодательство весьма формально (т.е. штрафует всегда, когда нет железобетонного основания не штрафовать), при наличии нарушений связанных с СЭМ существует вполне реальный риск привлечения к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП (штраф в этом случае составит от 20% до 40% от суммы незаконной операции). На это указывает и Письмо ФНС России от 30.06.2022 N ШЮ-4-17/8270@, где налоговая служба относит проверки соблюдения СЭМ к проверкам в сфере валютного законодательства.
При этом есть и второй возможный сценарий (который отметает аргументы, что для несоблюдения СЭМ должны быть предусмотрены специальные меры ответственности). На портале проектов нормативных актов зависли
дополнения к КоАП, устанавливающие ответственность за несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации (в составе все той же статьи 15.25). Размер штрафа, кстати, будет таким же - от 20% до 40% от суммы операции (вот что значит “бесшовный переход”, а не эти ваши маркетинговые штучки)), а еще в проекте предложено штрафовать за “несовершенные операции” и ввести фиксированные штрафы в случаях, когда несоблюдение установленных мер не имеет денежного выражения. Кто там возмущался, что нужны специальные меры ответственности? Расписываться будете?
Ввести в действие эти новшества предлагается с 1 июля 2023 года. Разумеется, пока нет разъяснений, как новые нормы будут применяться - только к будущим нарушениям или ко всем, обнаруженным после их введения в действие. На всякий случай, напомню, что:
- ЦБ не раз указывал, что ограничения применяются ко всем обладателям российского паспорта или ВНЖ независимо от срока нахождения в стране;
- Срок давности для привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства - 2 года с момента совершения незаконной операции, так что после 1 июля у налоговых органов останется еще плюс/минус год на выявление нарушений.
А как они узнают о нарушениях? Вот это - интересный вопрос. Предполагаю, что в первую очередь - от самих нарушителей. Не удивляйтесь, такие случаи не редкость, например, вот ссылка на
мой довольно давний пост, где штраф в размере 127 миллионов рублей был взыскан с физического лица и одним из доказательств в деле был им же сданный отчет о движении средств по иностранному счету (как раз тот, о котором я написала в прошлом посте). Думаю, что в первую очередь проверят с пристрастием декларации 3-НДФЛ (из которых при желании можно узнать очень многое), а также отчеты о движении средств за 2022 год, а там уже вскоре подоспеют данные автоматического налогового обмена, который действует как ни в чем не бывало.
Поэтому ВСЕ, что отправляется в налоговую по итогам 2022 года (отчетность, подтверждающие документы к ней, заявления и др.),
может быть использовано против Вас должно быть предварительно проверено, чтобы подготовиться к возможным последствиям. В прошлом году
я разместила небольшую шпаргалку для быстрой самостоятельной проверки своих операций по счетам. Вы можете воспользоваться ей, а если возникнут сложности с трактовкой, буду рада помочь.
P.S. По опыту, особенно высокий риск возникает при доверительном управлении ценными бумагами (портфелем), т.к. чаще всего иностранные брокеры/ управляющие совершают сделки без оглядки на российские ограничения и могут случайно подвести своих клиентов “под статью” (и в данном случае, аргумент, что счет управлялся третьим лицом, никак не смягчит ответственность клиента).